Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОВГОРОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ
51, С. 528-531 опубликовано: 21 февраля 2023г.


НОВГОРОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Новгородские епархиальные ведомости. 1878 г. № 1
Новгородские епархиальные ведомости. 1878 г. № 1

Новгородские епархиальные ведомости. 1878 г. № 1

Офиц. изд. Новгородской епархии, выпуск которого разрешен указом Святейшего Синода в окт. 1874 г. Издание «Н. е. в.» было обусловлено «затруднениями и неудобствами, которые встречала духовная консистория при сообщении епархиальному духовенству указов и распоряжений церковной власти путем рассылки переписанных копий с них» (От редакции // Новгородские ЕВ. 1894. № 1. С. 17). Журнал выходил в 1875-1905 гг. 2 раза в месяц, в 1906-1916 гг.- еженедельно, с янв. 1917 по сент. 1918 г.- 2 раза в месяц, с окт. 1918 г.- ежемесячно. В 1918 г. вышел 21 номер, в 1919 г.- 8 номеров, в 1920 г.- № 1/2 и 3/4. В 1875-1893 гг. выходила только офиц. часть, с общей годовой пагинацией с 1888 г. По представлению архиеп. Феогноста (Лебедева; впосл. митрополит Киевский) указом Синода от 16 авг. 1893 г. было разрешено издание «Н. е. в.» под новой редакцией и по измененной программе: журнал выходил с 1894 г. в официальной и неофициальной частях, имевших до июня 1918 г. общую годовую пагинацию (у приложений и объявлений была отдельная нумерация страниц).

Редакторами офиц. части были секретари и чиновники консистории: Н. П. Бернадский (1875-1893), М. П. Журавский (1893-1895), Х. Ф. Попов (1895-1903), Д. П. Андреев (1903-1915), Г. Я. Воскресенский (1915), П. И. Виноградов (1915-1916), П. А. Рахинский (1916), И. Д. Вишневский (1916-1918); отдельные номера в отсутствие редактора подписывали Н. И. Спасский (1879-1885), В. Т. Серпухов (1895-1913). Редакторами неофиц. части были преподаватели ДС С. А. Успенский (1894-1903) и В. Н. Фиников (1903-1920; с июля 1918 редактор и офиц. части).

Сначала офиц. часть разделялась на общий и местный отделы. В общем отделе под заголовком «Распоряжения правительства» помещались Высочайшие манифесты и повеления, объявляемые Синодом, мнения Гос. совета, а также указы и определения Синода, распоряжения и отношения синодального обер-прокурора и его канцелярии, хозяйственного управления, контроля при Синоде. В местном отделе публиковались распоряжения и определения местного епархиального начальства, касающиеся всей епархии или значительной ее части, журналы, акты и отчеты епархиальных съездов духовенства, епархиального попечительства, отчеты и программы духовных учебных заведений, отчеты по свечному заводу, постановления и определения Новгородского епархиального братства, уставы различных об-в и благотворительных заведений и т. п. Нек-рые из офиц. документов, напр. маршруты обозрения церквей викариями, сообщения о посещениях архиереями монастырей, церквей и учебных заведений, документы по Новгородскому музею древностей, списки церквей (Расписание гор. и сельских приходов и причтов Новгородской епархии // 1876. № 16. С. 299-317; № 17. С. 329-343), представляют немалый церковно-исторический и краеведческий интерес. Сведения об изменениях в составе клира, о наградах и взысканиях, некрологи, разрядные списки учащихся ДС и уч-щ, списки служащих по духовно-учебному ведомству дают обильный материал по истории и генеалогии духовного сословия. Достойны особого внимания также нек-рые постановления консистории и резолюции архиерея канонического характера: напр., о дозволении причтам венчать браки в 5-7-й (с 1893 г.- только в 6-й и 7-й) степенях родства без архиерейского разрешения (1875. № 20. С. 2-3; 1893. № 8. С. 133-145), о порядке совершения браков с инославными (1885. № 15/16. С. 201-202; 1891. № 14. С. 329-330; 1892. № 2. С. 27-29) и др. В 1888 г. при Синоде началось издание ж. «Церковные ведомости», общий отдел оказался лишним, и после выделения в «Н. е. в.» с 1894 г. неофициальной части значительная доля местного материала перешла в нее.

В неофиц. части помещались слова, беседы, поучения и речи правящих и викарных архиереев, ректоров ДС, а также иером. Евдокима (Мещерского; впосл. архиепископ Нижегородский, обновленческий митрополит), прот. Арсения Вихрова, прот. Александра Устьинского, священников Григория Яковцевского, Михаила Тихомирова, Михаила Либеровского, Аркадия Астреина, Александра Ваучского и др. клириков епархии, преподавателей ДС.

Церковно-исторический и краеведческий интерес представляют исследования по истории Новгородской земли и епархии, ее иерархии и учебных заведений, особенно «Начало христианства в Новгороде: Учреждение Новгородской епархии» А. В. Гедевского (1894. № 1. С. 24-28); «История Новгородской ДС» В. А. Смирнова (1894. № 2, 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 20, 24; 1895. № 3, 5, 7, 11, 13, 22, 24; 1896. № 3, 11, 12, 16, 21, 24; 1897. № 5, 6, 14, 21, 22; 1898. № 2, 7, 18, 24; 1899. № 20; 1900. № 1, 4, 12/13, 21; 1901. № 2, 3, 6, 24; 1902. № 2, 4, 21, 22); «Иерархи Новгородской епархии» К. Я. Здравомыслова (1894. № 10, 16, 18, 20; 1895. № 2, 4-6, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 24; 1896. № 1, 3, 7, 8, 14, 17, 19, 20, 22, 24; 1897. № 2-4); «Границы Новгородской обл. до пол. XIV ст.» (1894. № 15. С. 695-708) и «Новгородская епархия в 1-й пол. XVIII в.» (1896. № 5, 6, 16; 1897. № 10, 11, 14) Финикова (он же, вероятно, анонимно публиковал разнородные архивные материалы в 1903-1916 гг.: в 1903-1904 гг. под рубрикой «Из прошлого епархии», в 1908-1909 гг.- «Старинные дела архива Новгородской духовной консистории» и т. п.); «Указатель литературы по истории Новгорода» В. В. Розина (1895. № 19, 20, 22, 24; 1896. № 1, 5, 6); «Алфавитный указатель селений Новгородского у. Вотской пятины 1500 г.» иером. Сергия (Тихомирова; впосл. митрополит Токийский) (1897. Прил. № 15-17); «Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе в 1478 г. до кончины последнего митр. Новгородского Иова в 1716 г.» прот. Павла Тихомирова (1897. № 23; 1898. № 2, 3, 5-7, 11, 13-15, 17, 19, 20, 22-24; 1899. № 1, 3, 4, 8, 11, 14/15, 18, 21, 23; 1900. № 1-6, 8, 10, 11); «Историческая записка о Новгородском ДУ» М. П. Пятницкого (1909. № 41-43, 48, 50/52; 1910. № 4, 6, 7, 9). Из статей по местной агиографии примечательны: «Святые Новгородского края и вопрос о церковно-народном их почитании в современной исторической литературе» архим. Никодима (Кононова; впосл. епископ, сщмч.) (1903. № 18. С. 1072-1078; № 19. С. 1124-1134; № 23. С. 1396-1402; 1904. № 1. С. 29-32); «Сказание вкратце о жизни прп. старца Евфросина [Синозерского]» свящ. Григория Яковцевского (1901. № 1. С. 49-62; № 2. С. 123-131; № 3. С. 173-186); «Прп. Арсений, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец» (1902. № 14/15. С. 867-874; № 17. С. 974-981) и «Прп. Александр Ошевенский» (1903. № 15. С. 870-877; № 17. С. 1006-1017) свящ. Александра Ваучского; «Новгородские подвижники периода домонгольского (1-я ч. Новгородского патерика): Первый святитель Новгородский св. Иоаким Корсунянин» В. А. Пылаева (1914. № 19. С. 618-624; № 20. С. 651-654; № 21. С. 685-690; № 22. С. 716-720; № 23. С. 744-749; № 26/27. С. 869-876). В 1896-1899 гг. были опубликованы житийные материалы о Новгородских святителях Нифонте (1896. № 12. С. 741-750), Иоанне (1896. № 13. С. 800-810), Феоктисте (1896. № 15. С. 928-936), Моисее (1896. № 17. С. 1035-1042), Евфимии (1897. № 8. С. 501-515), Ионе и Серапионе (1897. № 10. С. 618-623), о преподобных Антонии Римлянине (1897. № 12. С. 725-737; № 13. С. 792-803; № 14. С. 858-867; № 15. С. 940-951; № 16. С. 1033-1046), о Варлааме Хутынском (1897. № 19. С. 1230-1234; № 21. С. 1365-1370; № 23. С. 1493-1497; № 24. С. 1561-1570; 1898. № 3. С. 173-181; № 5. С. 275-282; № 10. С. 573-589), о Кирилле Белозерском (1898. № 15. С. 942-950; № 16. С. 1021-1034), о Ферапонте Белозерском (1898. № 19. С. 1242-1243), об Иакове Боровицком (1898. № 19. С. 1244-1245), о Михаиле Клопском (1898. № 21. С. 1395-1404; № 24. С. 1641-1654), о Ксенофонте Робейском (1899. № 5. С. 304-315), о Савве Вишерском (1899. № 7. С. 449-460), о Кирилле Новоезерском (1899. № 18. С. 1109-1112), об Арсении Новгородском (1899. № 20. С. 1278-1279) и Антонии Леохновском (1899. № 21. С. 1360-1367), о св. блгв. кн. Александре Невском (1897. № 11. С. 657-660).

Множество статей посвящены святыням Новгородской епархии, прежде всего древним монастырям: «Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком у. Новгородской епархии» Н. Поройкова (1895. № 3. С. 164-172; № 6. С. 345-352; № 7. С. 425-433); «Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 г.» (1894. № 15, 20; 1895. № 23; 1896. № 3, 4, 6); «Древности Кирилло-Белозерского монастыря» (1898. № 4. С. 234-246; 1899. № 9. С. 630-639; № 12/13. С. 841-849; № 18. С. 1154-1163) и «Ферапонтов Белозерский Рождества Пречистыя Богородицы монастырь» (1898. № 11. С. 656-674) Н. П. Успенского; «Краткие сведения о Синеезерской пуст. Устюжского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском» свящ. Г. Яковцевского (1894. № 18. С. 873-886; № 19. С. 933-940); «Тихвинский Богородицкий Большой монастырь и строящееся при нем ДУ» прот. А. Вихрова (1898. № 16. С. 1039-1047); «Успенский женский монастырь Валдайского уезда» (1899. № 21. С. 1371-1375) и «Успенский Волотовский упраздненный мужской монастырь Новгородского уезда» (1903. № 6. С. 373-379; № 7. С. 415-426) П. М. Силина; «Несколько страниц из истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря» (1904. № 3. С. 159-168) и «Несколько страниц из истории Тихвинского Богородицкого мужского монастыря» (1904. № 16. С. 1070-1077) свящ. Михаила Смелкова; «Краткая записка о времени основания новгородского 2-кл. Антония Римлянина монастыря» архим. Сергия (Титова) (1906. № 27/28. С. 805-816); «О новгородском кафедральном Софийском соборе» архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ Рязанский) (1898. № 8/9. С. 501-519).

Ряд публикаций посвящен церковным деятелям Новгородского края, в т. ч. архим. Фотию (Спасскому): «Автобиография Юрьевского архим. Фотия» (1894. № 10. С. 415-428; № 12. С. 521-532; № 16. С. 761-775; 1895. № 13. С. 755-772), «Юрьевский архим. Фотий» Е. Шиянова (1898. № 16. С. 1051-1062; № 17. С. 1142-1152; № 19. С. 1257-1267; № 20. С. 1344-1352; № 21. С. 1428-1440). В нек-рых статьях сообщались сведения о жизни в Новгородской епархии лиц, широко известных за ее пределами. Напр., в статье П. К. Т. «Памяти свт. Феофана [Говорова]» (1894. № 3. С. 106-111; № 4. С. 152-162), составленной по документам семинарского архива, описывается «направление и характер деятельности о. Феофана как инспектора и учителя в Новгородской семинарии». Кроме того, история др. областей России часто связывалась с новгородским краеведением, напр. в ст. «Галицкая Русь в ее прошлом вообще и в отношениях к Вел. Новгороду» Е. Е. Лебедева (1915. № 4. С. 134-143).

Оригинальных богословских исследований в «Н. е. в.» практически не было, но постоянно печатались статьи и заметки: о пастырском служении (впервые был опубликован труд еп. Андроника (Никольского; впосл. архиепископ, сщмч.) «Станем добре, станем со страхом, вонмем: (Письма архиерея к иереям)» (1910. № 13-21)); о богослужебной практике (напр., «Как принято поступать и вести себя до и после сказывания проповеди» иером. Митрофана (Землянского; впосл. епископ Елецкий) (1901. № 1. С. 74-79)), в т. ч. статьи по гомилетике свящ. Г. Яковцевского; о церковном пении и гимнографии (Церковное осмогласие и его теоретическое основание // 1897. № 5. С. 314-325; Знаменный роспев (большой) // 1897. № 14. С. 904-922; Семиография: Очерк истории развития муз.-певч. знаков // 1900. № 20. С. 1292-1308; Подобны и стихиры самогласны // 1900. № 23. С. 1493-1496) регента и композитора А. М. Покровского; «Заметка о церковном пении в г. Новгороде» П. П. Абрамовича (1894. № 19. С. 927-933) и др.; по церковному искусству (в т. ч. «Об иконе Софии, Премудрости Божией (Новгородской)» В. С. Арсеньева (1898. № 15. С. 988-995), а также речи А. А. Дмитриевского (Значение Новгорода в истории рус. искусства // 1913. № 3. С. 86-90) и А. И. Яцимирского (№ 4. С. 115-126) при открытии 3 янв. 1913 Новгородского церковно-археологического об-ва); по истории миссии, напр. «Краткий очерк миссионерских трудов митр. Московского Иннокентия» иером. Николая (Орлова; впосл. архимандрит) (1899. № 5. С. 345-351), а также публиковались многочисленные миссионерские материалы (собеседования со старообрядцами и с сектантами, поучения, статьи и заметки по истории раскола и сект) архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ), свящ. Н. Словцова, иером. Евдокима (Мещерского), свящ. С. Рябчикова, архим. Варсонофия (Лебедева; впосл. епископ Кирилловский, сщмч.) и др. Статьи о рус. писателях помещались в журнале, как правило, к юбилейным датам, напр. «Личность Гоголя как писателя и христианина» преподавателя ДС В. Ф. Соколова (1902. № 6. С. 307-327). Множество статей и заметок нравоучительного и апологетического характера, а также относящихся к жизни иных епархий заимствовалось из др. церковных и светских изданий. Из местных материалов интересны заметки под рубрикой «Хроника епархиальной жизни», пространные описания путешествий по епархии правящих архиереев (напр., «На духовной страде: Обозрение высокопреосв. архиеп. Арсением [Стадницким] церквей и монастырей» в 1912-1916), юбилейные статьи и некрологи, библиографические заметки.

Особый интерес представляют номера за 1917-1920 гг., документирующие жизнь епархии в эпоху революционных потрясений. Уже в кон. марта-апр. 1917 г. начали свою деятельность и вступили в полемику на страницах «Н. е. в.» церковно-общественные орг-ции Новгородское братство ревнителей церковного обновления (№ 7. С. 329-321; № 9. С. 393-396) и Союз единения (объединения) духовенства и мирян (его устав - в № 9. С. 396-399), между к-рыми разделились симпатии новгородского духовенства. В «Н. е. в.» почти не публиковались радикальные документы «церковной революции», заполнившие весной 1917 г. страницы большинства епархиальных изданий. Единственным исключением был опубликованный с оговоркой редакции «акт» собрания крестецкого духовенства, в к-ром резко критиковался епископат, выдвигалось требование не перемещать членов причта без их просьбы, высказывались пожелания о выборности епископов и членов консистории на съездах духовенства и мирян, о сокращении письмоводства «до возможного минимума», а также ходатайства «пред Временным правительством о назначении приличного содержания из средств Гос. казначейства как православному духовенству, так равно и духовенству всех других исповеданий» (Из Крестецкого уезда. Акт // № 7. С. 334-338). Сдержанное отношение журнала к революции и переменам в церковной жизни определялось позицией архиеп. Арсения (Стадницкого; с 28 нояб. 1917 митрополит), выраженной в его речи перед духовенством на епархиальном съезде: «Совершился катастрофический переворот. Психика и настроение многих людей, особенно неуравновешенных, поколебались… Что можно сказать и посоветовать, когда корабль перевернулся вверх дном?» (На епархиальном съезде // № 10. С. 417-421; № 11. С. 450-455). Уже в окт. 1917 г. была напечатана критика большевистского митинга (Оскорбителям святыни // № 20. С. 630-635). Общее настроение редакции в 1918 г. можно выразить словами: «...на нашу долю выпал жребий быть свидетелями и современниками гибели нашей великой Родины» (Приобщение Св. Таин // № 3. С. 47-49; см. также: «Будущее: Из письма С. А. Нилуса, автора книги «Близ есть при дверех»» // № 2. С. 35). В то же время в «Н. е. в.» печатались протесты против вмешательства исполкома в церковные дела и посягательства на церковное достояние («Св. София в опасности» митр. Арсения (№ 1. С. 7-9); Обыски и аресты // № 1. С. 9-10), воззвание патриарха Тихона (Беллавина) от 19 янв. (№ 2. С. 29-31) и отклик на него («За веру и Церковь: К посланию Свят. Патр. Тихона, анафематствующего насильников и восстающих против веры и Церкви православной» свящ. Владимира Раменского (№ 7. С. 117-119)), «Соборное постановление по поводу декрета СНК об отделении Церкви от государства» (№ 4. С. 71-73), призыв Союза приходских организаций Новгорода к верующим противостоять «адскому плану сокрушить веру православную» (Православным христианам Новгородской земли // № 9. С. 159-164), свидетельства архим. Никодима (Воскресенского; впосл. епископ Барнаульский) и прот. Александра Стеклова о гонениях на мон-ри (По монастырям // № 7, 10, 11), послание патриарха Тихона от 26 июля (8 авг.) 1918 г. (№ 15. С. 1-3), речь еп. Алексия (Симанского; впосл. патриарх Алексий I) в губисполкоме (№ 19. С. 13-16). После публикаций о расстрелах свящ. Павла Кушникова (Кровь // № 5. С. 92; Кровавое дело // № 7. С. 120-121) и еп. Кирилловского Варсонофия (Лебедева) (От епархиального совета // № 17/18. С. 11) сообщения о красном терроре в пределах епархии стали такими же обыденными, как прежде известия о реквизициях и об ограблениях: напр., в нояб.-дек. 1918 г. сообщалось о 8 расстрелянных и 32 арестованных клириках епархии (Хроника // № 20. С. 15-16; № 21. С. 15-16). С № 17/18 за 1918 г. в разделах «Движения и перемены по службе» и «Праздные вакансии» офиц. части регулярно печатались сведения, касавшиеся Псковской епархии («Псковские епархиальные ведомости» были закрыты в кон. 1917). В последнем номере (1920. № 3/4) редакция сообщила, что «Н. е. в.» разрешены к изданию при условии помещения в них лишь офиц. епархиальных известий.

В качестве приложений к «Н. е. в.» издавались: «Список благочиннических округов с показанием церквей, входящих в их состав» (1877); «Отчет Новгородского братства Св. Софии» (1896); статья Финикова «Екклезиаст» (1900); статья прот. П. Тихомирова «Жизнеописание блаженной памяти священноархим. о. Феофана, настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря» (1901); «Нравственные наставления о. Феофана… записанные в Горицком девичьем монастыре (1901-1902)»; «Проповеднический листок» (не менее 9 ненумерованных выпусков, 1908-1909); акты и журналы Новгородского епархиального съезда депутатов духовенства и мирян (1917. № 14-19); постановление патриарха, Синода и Высшего церковного совета от 21 февр. (6 марта) 1918 г. (1918. № 7); апологетические и антисектантские материалы; списки служащих при духовно-учебных заведениях Новгородской епархии; журналы епархиальных миссионерских съездов; отчеты Новгородского отдела Православного Палестинского об-ва; отчеты по свечному заводу и о деятельности правления эмеритальной кассы и др.

Издание «Н. е. в.» было возобновлено в газетном формате в 1995 г. (в 1995-2003 издавалось от 1 до 12 номеров в год).

Лит.: Алфавитно-предметный указ. к Новгородским ЕВ за 25 лет (1875-1899). Новг., 1900; Моисеев С. В. Из истории «Новгородских ЕВ» // Новгородские ЕВ: Газ. 1995. № 9. С. 3; Андреев. Христианская периодика. № 458; Кавецкая О. «Новгородские ЕВ» (1875-1920): Основные этапы истории // История новгородских газет и журналов: Взгляд из XXI в. Вел. Новг., 2012. Вып. 1. С. 18-35.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Журналы церковные Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Епархиальные ведомости, местные официальные церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. «Новгородские епархиальные ведомости», офиц. изд. Новгородской епархии
См.также:
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг.
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г.
«МОГИЛЁВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Могилёвской епархии, начавшее выходить в июле 1883 г.
«ВЕСТНИК ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА» до 1910 «Вестник военного духовенства»
ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
«ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника
«ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г.